Концерт в рамках "Вахты памяти" Московской консерватории "Дорогами Высоцкого" запись 5.10.2019 года

Совсем скоро 9 мая 2020 года наша страна будет праздновать 75-летие Победы в Великой Отечественной войне.

В преддверии Великого праздника - Дня Победы - ОГАУК «Смоленская областная филармония» предлагает Вашему вниманию произведения в записи, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Они в разное время были исполнены со сцены Большого концертного зала им. М.И. Глинки Смоленской областной филармонии.

Концерт в рамках "Вахты памяти" Московской консерватории "Дорогами Высоцкого", концерт в записи от 5.10.2019 г. Камерный хор Московской консерватории, дирижер Александр Соловьев, Никита Высоцкий, Петр Татарицкий, Евгения Кривицкая, Михаил Кривицкий, Тарас Ясенков, Мария Челмакина. При финансовой поддержке Федерального агентства по делам молодежи, Молодежный форум Московской консерватории "Партитура будущего".


5 октября 2019 года на сцене Смоленской областной филармонии состоялся концерт «Дорогами Высоцкого», организованный в рамках Осеннего молодёжного форума Московской консерватории «Партитура будущего» при поддержке Фонда развития творческих инициатив (художественный руководитель фонда - профессор Александр Соловьев). В этот вечер смоленская публика получила редкую возможность услышать знакомые всем песни в необычной аранжировке - в концерте приняли участие Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева, органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривитская, пианист Михаил Кривицкий, вокалисты, преподаватели Московской консерватории Тарас Ясенков и Мария Челмакина, актёр Петр Татаринцев, а также директор дома-музея Высоцкого, сын великого поэта Никита Высоцкий. «Дорогами Высоцкого» - уникальный проект, созданный Евгенией Кривицкой, Александром Соловьевым и Никитой Высоцким, в котором соединились музыка, слово и видеоряд (премьера состоялась 9 мая 2018 года в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Дню победы посвящается...»). Имя Владимира Высоцкого, без сомнения, дорого каждому русскому человеку; уже при жизни барда его песни были «разобраны» на цитаты, а неповторимый, с хрипотцой голос можно было услышать поистине отовсюду. С момента появления первых песен прошло более 50-ти лет, но наследие поэта нисколько не устарело, напротив, в нем открываются всё новые смыслы, подталкивающие к оригинальным прочтениям. Подобная новаторская трактовка была представлена 5 октября в Смоленске – на концерте прозвучали мелодекламации на стихи Высоцкого с сопровождением хора, органа и фортепиано, хоровые транскрипции. Такая интерпретация отвечает особенностям поэтики барда: звучание органа подчеркивает серьезность и глубину затрагиваемых им философских вопросов, а хоровое исполнение соответствует одной из ведущих идей его стихов – по мнению одного из исследователей, «балладный мир Высоцкого стоит на глыбе слова «Мы». Основу программы составили песни, посвященные теме войны. Она была среди важнейших тем творчества Высоцкого, с невероятным реализмом ему удалось отобразить эту, возможно, самую трагическую страницу русской истории. Примечательно, что от имени фронтовиков бард говорил не только в песнях, но и со сцены театра на Таганке в спектакле «Павшие и живые». Фрагмент его интервью об этом спектакле был показан в начале концерта, став символичным эпиграфом. Подлинным украшением концерта стало выступление Никиты Высоцкого, прочитавшего стихи своего отца и исполнившего мелодекламации и песни. Его голос удивительно сходен по тембру с голосом Владимира Высоцкого, что придало неповторимую выразительность звучанию драматических песен – «Мы вращаем землю» (выпуклость образов которой подчеркнул «Хорал» К. Бодрова), «Полчаса до атаки», «Ну вот исчезла дрожь в руках». С не меньшей эмоциональностью артист интерпретировал лирическую песню «Здесь лапы у елей дрожат на ветру», проникновенность которой ещё усиливало звучание органа. Камерный хор Московской консерватории и солисты Мария Челмакина и Тарас Ясенков в полной мере продемонстрировали присущее им мастерство. Голос солистки, паривший над залом, внёс особую задушевность в хор С. Екимова «Люблю тебя сейчас», а исполнение Т. Ясенковым «Баллады о времени» и «Баллады о борьбе» по экспрессивности было близко пению самого Высоцкого. Нельзя не упомянуть превосходную игру инструменталистов – Евгении Кривицкой, Михаила Кривицкого и Мирослава Георгиевского (ударные), способствовавшую раскрытию всех оттенков эмоционального содержания песен. В этот вечер смоленская публика получила возможность услышать не только знакомые всем стихи Высоцкого в необычной аранжировке, но и сочинения А. Шнитке, К. Бодрова и С. Екимова, органично «вписавшиеся» в программу. Особенно запомнился завершивший концерт цикл талантливого современного композитора С. Екимова «Три стихотворения Владимира Высоцкого». С большой тонкостью он воплотил возвышенную скорбь песни «На братских могилах», искреннее чувство в «Люблю тебя сейчас», драматизм и решительность «Военной песни», в которой эффектное соло ударных изображало одновременно и чеканный шаг солдат и грохот выстрелов. Оригинальность прочтения и мастерство артистов не могло не вызвать живой отклик в сердцах слушателей - после концерта публика, охваченная глубоким чувством, стоя аплодировала артистам.


Музыковед Московской консерватории Анна Горшкова

Концерт в рамках "Вахты памяти" Московской консерватории "Дорогами Высоцкого" запись 5.10.2019 г.