Бессмертный Шопен

В теплый воскресный вечер 2-го июня на сцене Смоленской филармонии состоялся сольный концерт Михаила Аркадьева – единственный сольный концерт в обширной программе 62-го Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки.

Концерт целиком был посвящен великолепной музыке великого «поэта» фортепиано – Фредерика Шопена. Такая программа была выбрана неслучайно – в этом году в июне исполняется 170 лет со дня смерти польского гения. Это событие будет широко отмечаться в музыкальном мире различными концертами, посвященными творчеству этого композитора.

В рамках фестивали имени М. И. Глинки музыка Шопена прозвучала в исполнении Михаила Аркадьева – артиста, известного своей многогранной деятельностью. Михаил Аркадьев выступает как пианист и дирижер в России и за рубежом, он является выдающимся интерпретатором как классической, так и современной музыки и автором множества музыкальных произведений и работ о музыке, в том числе исследований творчества Баха. Аркадьев – создатель уникальной «Системы высших пианистических приемов». Он много лет плодотворно сотрудничал с Дмитрием Хворостовским, с которым выступил на всех основных сценах мира. Именно они стали первыми исполнителями поэмы «Петербург» Г. В. Свиридова. Михаил Аркадьев также принимал деятельное участие в замысле, создании и комментировании этого произведения.

Пианист неслучайно выбрал произведения Шопена для исполнения на Глинкинском фестивале. Глинка и Шопен оба были славянскими композиторами – основателями национальных школ. Важнейшей темой их творчества была тема Родины и тревога о ее судьбе. Глинка сам подчеркивал общность своего гармонического языка с Шопеном: для обоих композиторов были характерны плагальные обороты в гармонии. Глинка отмечал: «У Шопена также нередки такие (плагальные) модуляции. Эта наша с ним родная жилка». Выдающихся музыкантов также объединяла любовь к итальянскому belcanto, отразившаяся в особой кантиленности их мелодизма. На фортепианную технику обоих композиторов оказал влияние знаменитый ирландский музыкант – Джон Фильд, который, в числе прочего был создателем жанра фортепианного ноктюрна, впоследствии ставшего одним из важнейших жанров в творчестве Шопена.

Глинка и Шопен были определенным образом связаны между собой также в поисках новых форм и оригинальных средств выражения для своего искусства. Шопен – основоположник большого количества новых жанров фортепианной музыки. По словам русского музыкального критика и писателя В. В. Стасова, «Шопен водворил на страницах фортепианных композиций новый мир, такой широкий и глубокий, какого прежде не было еще в музыке. Шопен был поэт, индивидуалист и лирик: внутренний мир с разнообразными, то мирными, тихими и грандиозными, то взволнованными, бурными и трагическими событиями стал являться у него в формах чудной поэзии, прелести и красоты». Одним из новых жанров в творчестве Шопена была баллада, принесенная в музыку из литературы. Особенно повлияли на Шопена баллады великого польского поэта Адама Мицкевича, который, подобно Шопену в музыке, воспел в поэзии героизм и трагическую судьбу своей Родины. Шопен является создателем фортепианной баллады, позже в этом жанре писали Ф. Лист, И. Брамс, Э. Григ и А. Лядов, но шопеновские баллады остаются одним из непревзойденных образцов в данном жанре. За свою жизнь Шопен написал 4 баллады, и каждая из них является уникальной. Их по праву можно назвать вершиной творчества композитора. Но при всем своеобразии композиции каждой баллады, в них можно заметить некоторые общие черты: например, ярчайшие драматические контрасты, красота мелодики, повествовательный склад вступительных тем, созданию которых способствует особый балладный метр (6/4 или 6/8) и свободную трактовку сонатной формы с «зеркальной» репризой.

На концерте была представлена оригинальная интерпретация баллад. Михаил Аркадьев исполняет их как единый цикл без перерывов между ними, оставляя после каждой баллады выдержанный тон – связку. Появление такой трактовки баллад неслучайно, этому способствует тональное родство всех четырех баллад, например, вторая баллада, начинаясь в f-moll, заканчивается в As-dur, который становится основной тональностью третьей баллады. Другой особенностью трактовки Аркадьевым баллад было особое внимание к мелодическим подголоскам. Это подчеркнул и сам исполнитель, заметив, что для него важно показать полифонический склад музыкального языка Шопена. Оригинальностью отличалась трактовка Аркадьевым первой баллады. Пианист подчеркнул драматический импульс уже в медленном вступлении, которое обычно исполняют в несколько отстраненном повествовательном духе. Это придало особую целостность произведению, создав единую линию развития от вступления к трагической кульминации в коде. Драматическую составляющую исполнитель выделил во всех балладах, тем самым еще раз подчеркнув трактовку их как единого четырехчастного цикла с отсылкой к сонатно-симфоническим формам.

Еще одним новаторским жанром в творчестве Шопена было скерцо. Жанр скерцо был введен в сонатно-симфонический цикл Бетховеном, Шопен же обособил его и сделал поэмной пьесой в духе баллады. 4 скерцо, написанные Шопеном, имеют композиционное и драматургическое родство: например, контраст бурных драматических и лирических ноктюрновых эпизодов, опора на свободно трактованную трехчастную форму и многопластовая фактура, создающая особую сложность для исполнения.

В своей интерпретации Аркадьев подчеркнул бетховенский дух этого жанра. Скерцо Шопена в его трактовке были близки драматическим скерцо в 5-й и 9-й симфониях Бетховена, что было подчеркнуто и объединением скерцо в единый цикл. Изюминкой исполнения были лирические эпизоды скерцо, которые, благодаря вниманию пианиста не только к основным мелодическим линиям, но и к подголоскам, звучали особенно насыщенно и полнозвучно, таким образом показывая скрытую полифонию в фактуре сочинений. В исполнении Аркадьева эффектно прозвучали сопоставления конфликтных крайних разделов и изысканных поэтичных лирических эпизодов в средних частях. Сам исполнитель назвал скерцо, как и баллады, концентрацией шопеновского романтизма, тем самым акцентируя то, что в них встречаются почти все образы, характерные для творчества Шопена в целом.

Исполнение всех баллад и всех скерцо Шопена в одном концерте – невероятно трудно для артиста, что отметил и сам Михаил Аркадьев. Пианисту удалось справиться с этой задачей с большим мастерством, сумев удержать интерес и внимание слушателей. В завершении концерта публика стоя аплодировала музыканту, благодаря его за этот удивительный вечер. Это стало еще одним доказательством того, что музыка Шопена действительно бессмертна и попрежнему находит живой отклик в сердцах людей.

Прозвучавший концерт – не единственный концерт фестиваля, на котором выступит Михаил Аркадьев. 9 июня он примет участие в исполнении своего Элегического трио, а также Патетического трио Глинки и Элегического трио Рахманинова. А 23 июня он будет дирижировать большим симфоническим оркестром имени П. И. Чайковского. На этом концерте прозвучит музыка Глинки, Чайковского, Рубина и Аркадьева.

Концерт проходил при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Музыковеды Московской консерватории – Горшкова Анна, Катко Юна, Катко Яна