Интервью студентов факультета Журналистики СмолГУ с директором филармонии Яниной Евгеньевной Казённовой

В чем вы видите миссию филармонии?

Филармония — это единственная профессиональная концертная организация в Смоленской области и миссия Филармонии, прежде всего, в просвещении большого количества слушателей.

Существует много площадок, где играют поп-музыку, но мало платформ, которые транслируют классическое наследие. Мы как раз берём на себя эту миссию — на высоком, профессиональном уровне доносить до наших слушателей академическую музыку. При этом мы не отстаём от времени и «осовремениваемся» на каждом этапе. Это нужно для того, чтобы привлечь внимания более молодой публики. Мы работаем над тем, чтобы классическую музыку люди услышали в совершенно новых ракурсах, в новых ипостасях, даже, возможно, в новых жанрах. Так, наши коллективы могут играть и поп-музыку, могут сопровождать и какие-то рок-фестивали, но основная масса наших концертов связана именно с популяризацией классической музыки.

Как происходит взаимодействие административной части филармонии и художественной (коллективов)?

Административная часть, которая взаимодействует с коллективами – это художественный совет. Он решает, что нам в перспективе нужно делать, а художественный руководитель планирует развитие именно концертов своего направления. Дальше, когда подготавливаются программы коллективами, художественный совет принимает эти программы и рекомендует или не рекомендует к выступлению. То есть, это у нас такой внутренний ценз. Художественный совет – это, прежде всего, люди, которые имеют огромный опыт и звание, являются руководителями коллективов, то есть несут ответственность за качество того материала, того продукта, который мы представляем.

То есть художественная часть может сама что-то предложить, подготовить?

Конечно, коллективы могут сами предложить какую-то программу. Отдельные солисты иногда предлагают материал, который они «вынашивают». В этом плане мы даём свободу, не ограничиваем наши коллективы и наших солистов в выборе тематики, которую они хотят представить зрителю. Здесь идёт полное взаимодействие — они приходят к художественному руководителю, ко мне, к художественному совету и предлагают свою программу. Допустим, дают одобрение, или наоборот, идёт корректировка цели, чтобы в дальнейшем мы могли использовать эти программы для широких масс. Тогда наши артисты начинают над этим работать. Некоторые программы предлагают они, некоторые наоборот мы как административная часть, ну и уже на месте идёт корректировка артистами. То есть и та, и та инициатива имеет место быть.

А, получается, именно художественный совет составляет репертуар?

Сейчас мы уже формируем план не только на этот концертный сезон, но и на следующий, 2024-2025 года. Помимо наших концертов, конечно же, мы чаще всего взаимодействуем с артистами, которые приезжают, и они свой график выстраивают, уже по отношению к нам. Кто-то планирует следующей осенью приехать, кто-то, может быть, следующей зимой, и мы выбираем дату – пока условно, потом уже мы в ней определяемся. Тогда начинается взаимодействие по поводу афиши, согласование даты-времени и другие нюансы.

А вот приезжие артисты – они сами с вами связываются с примерными датами?
Ну да, именно так. Инициатива, естественно, исходит или от артиста или от его импресарио, его продюсерского центра, смотря кто занимается его продвижением. Они обращаются к нашему заместителю директора по концертной работе, который выясняет, что представляет собой артист, и мы уже на этом этапе делаем разграничение, что нам здесь нужно, а что, пожалуй, нет. Мы здесь, на месте должны следить за качеством, которое представляют приезжие артисты. Поэтому мы в интернете какие-то ролики высматриваем-выслушиваем вместе с художественным руководителем, и определяем, достоин ли уровень этого исполнителя нашего зрителя или нет. Потом мы даём добро и дальше идёт согласование даты и как мы будем взаимодействовать. Приезжий исполнитель под свой личный график выстраивает визит к нам.

Есть ли у приезжего артиста возможность прорепетировать в зале Филармонии?

Это, опять же, условие самого артиста. Если он приезжает заранее, то, конечно же, мы такую возможность предоставляем, а если он приезжает в день концерта, то, в любом случае, у него будет возможность провести репетицию.

Обычно если солисты приезжают, они выступают с нашими коллективами – чаще всего с оркестрами. Конечно же, планируется обязательно за несколько дней или даже за один день репетиция с оркестром для того чтобы взаимодействие между дирижёром, артистами и солистом произошло. Дело в том что каждый артист, конечно же, придерживается определенного нотного материала, но у каждого есть своя собственная интерпретация, то виденье, как он хочет это произведение исполнить. Обычно уже солидные исполнители и выбирают произведение в свой репертуар, которое они хотят исполнить не как все. Есть в музыкальной драматургии, в музыкальном мире такие определенные нюансы. Мы можем отходить немного от темповых зависимостей, какие-то штрихи менять, какие-то замедления, делать совершенно индивидуальную интерпретацию. И эту интерпретацию нужно проговорить с артистами и прорепетировать обязательно. Это не электронная музыка, в которой ты берёшь один трек, накладываешь на другой и всё, они взаимодействуют. Это живые люди и интерпретаций одного и того же произведения масса: сколько артистов, столько и интерпретаций. Поэтому репетиции не значат, что мы сидим и учим, уже всё выучено до, и музыканты начинают взаимодействовать, дышать вместе, искать темпы удобные или наоборот неудобные, вносить какие-то индивидуальные характеристики. Где-то артист хочет сделать пиано, сыграть тихо, не так как в нотах написано, но вот так он видит. Он рассказывает свою интерпретацию, что он вносит туда, какой смысл, и артисты оркестра пытаются это донести до слушателя, чтобы артист выглядел действительно достойно и интересно на концерте.

Чем занимается именно административная часть?

Ну, здесь много деталей.

Решаются все организационные вопросы, начиная с планирования репертуара, концертов, чтобы у нас разные жанры перемежались и, предположим, не было подряд одних фортепианных концертов или одних концертов народной музыки. Афиша должна быть разнообразной, и каждый должен найти что-то для себя.

Потом организация приезда, отъезда, встречи для приезжего исполнителя, потому что многие впервые в Смоленске, вплоть до того, что мы организовываем различные экскурсии, если они изъявляют желание. Мы взаимодействуем со многими учреждениями культуры и организовываем артистам посещение выставок в Художественной галерее и Музее Коненкова. Мы любим свой город и всячески пытаемся тех, кто приезжает – впервые особенно, ну или даже не впервые, – познакомить с городом вплотную, чтобы они также полюбили его и чтобы у них было желание вернуться сюда снова, к нашему зрителю.

Опять же, афиши, их размещение, информация, реклама – это всё тоже ложится на наши плечи, как организаторов.

Даже администраторы, которые встречают наших зрителей на входе, обладают всей информацией, помогают людям занять свои места в зале, и, если у людей есть какие-то вопросы или проблемы - решают их по мере своих возможностей.

Озвучивание мероприятий - это тоже одно из очень важных моментов. Многим артистам необходимо и световое сопровождение, кому-то нужно одно, кому-то другое. У нас есть на сцене большой экран, который всегда можно использовать. Некоторые заказывают у нас видеоряд — тогда, мы готовим, некоторые приезжают со своим. Сейчас это как-то стало современно, но, мне кажется, здесь немножко есть момент модности. Мы почему-то большую часть информации теперь воспринимаем визуально, а не аудиально. Хочется что бы люди больше слушали, и в этом направлении мы тоже очень часто работаем: иногда просто фиксированная картинка помимо видеоряда, для того чтобы человек мог просто погрузиться в свои собственные мысли и послушать. Мы же приходим в филармонию слушать и мы используем именно эту возможность развить свою собственную фантазию, а не идти за фантазией, которую представил, допустим, видеооператор. Здесь это тоже важно и чем больше мы развиваем фантазию, тем больше и когнитивных навыков развивается, особенно это касается детей, подростков

Как артисты попадают в коллективы?

Есть определенные требования для артистов каждого коллектива. У нас на сайте выставляются вакантные должности, если таковые образуются. Человек приходит, пишет заявление на прослушивание. У нас, опять же, высоко квалифицированным составом конкурсной комиссии идёт отбор — люди приходят и показывают то, что они умеют. Если это артист-инструменталист, он должен сыграть на инструменте, прочитать с листа, странспонировать (перенести все звуки музыкального произведения на определенный интервал вверх или вниз — прим.). Много задач таких, сугубо профессиональных, но если человек учился и действительно достойного уровня, он с этим обязательно справится. Ну а дальше уже руководитель коллектива, я, как директор филармонии, художественный руководитель и вся остальная комиссия рекомендуют или не рекомендуют к поступлению на работу. Потом заключаем уже договор, и человек вводится в новый коллектив.