Не только классика

Одним из ярчайших событий 62-го Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки стало выступление знаменитого джазового биг-бэнда имени Олега Лундстрема, которому в этом году исполнилось 85 лет. Юбилей оркестра совпал с юбилеем их руководителя – талантливого дирижера и пианиста, народного артиста России Бориса Фрумкина – одного из крупнейших представителей русского джаза. Подлинным украшением концерта стал голос известной джазовой певицы Анны Бутурлиной. Концерт состоялся 4 июня на сцене Смоленской филармонии.

Камерный оркестр джазовой музыки имени Олега Лундстрема – один из старейших бигбэндов в мире, зародившийся в Харбине (Китай) в 1934 году в эпоху свинга. Со дня своего основания коллектив покорил сердца слушателей Китая, Европы и России. Более 70-ти лет оркестром управлял его основатель О. Лундстрем, а с 2007 года коллектив возглавил известный джазовый пианист и бэндлидер Борис Фрумкин. Оркестр выступал в лучших залах мира, исполняя музыку разных авторов в джазовых аранжировках. Под руководством Б. Фрумкина коллектив продолжает традиции, заложенные О. Лундстремом: «Мы верны джазу, мы стремимся сделать джаз важным компонентом духовной жизни человека».

Перед концертом в Смоленске состоялась пресс-конференция, на которой Борис Фрумкин и Анна Бутурлина ответили на вопросы об их коллективе и исполняемой ими музыке. Программа концерта отличалась разнообразием, на нем прозвучали произведения русских классиков – Рахманинова и Глинки в джазовой аранжировке, знаменитых джазовых музыкантов прошлого – например, Эллингтона и сочинения самого Фрумкина. Комментируя репертуар, бэндлидер сказал: «В репертуаре оркестра практически нет случайных вещей, уже скопился нестареющий багаж, замечательные аранжировки. Он не требует улучшения, его только надо разучивать и достойно исполнять, в этом я вижу соблюдение традиций».

Несомненно, одними из самых интересных моментов в программе был парафраз на «Вальс-фантазию». Отвечая на вопрос об этой аранжировке, сделанной Юрием Маркиным, Б. Фрумкин подчеркнул то, насколько значим для него основоположник русской классической музыки: «Для музыкантов Глинка – это глыба, при том, что он использовал национальные мотивы, он был очень высокой европейской эрудиции». Согласилась с ним и певица: «Отпечаток его (Глинки) музыки на мне. Поскольку я воспитывалась в академических традициях, я неоднократно исполняла его романсы». Примечательно, что в этой версии «Вальсфантазия» приобрел четырехдольный метр. Перед исполнением этой пьесы, Б. Фрумкин в шутку заметил, что в ней осталось мало вальса, но зато много фантазии.

С первых минут концерта слушателей поразила свобода, с которой музыканты держались на сцене. В совершенно необычной манере для привыкшей к строгим академическим выступлениям филармонической публики, артисты перемещались по сцене, выстукивали ритм и даже иногда подпевали своим солирующим коллегам. За время концерта каждый музыкант неоднократно сыграл свое соло, в котором значительную роль играла импровизационность. Особой яркостью отличались переклички солистов и групп инструментов, время от времени вступавших в шуточное соперничество или диалог друг с другом. Еще в начале концерта дирижер отметил, что «джаз – такое искусство, которое состоит из строгих правил и из того, что возникает в процессе работы, исполнения и выступления». Б. Фрумкин подчеркивал, что «каждый музыкант в биг-бэнде – это солисты, они хотят высказываться. Сюда приходят артисты заранее готовые к тому, что они солисты и будут импровизировать, отрываться от нот».

Среди ярчайших номеров концерта были части сюиты Бориса Фрумкина «12 месяцев», премьера которой прошла в 2017 году. Двенадцать пьес сюиты посвящены 12-ти месяцам года. Композитор отмечал, что «пьесы не всегда иллюстративны, иногда это мои звуковые ассоциации в связи с какими-то личными переживаниями и событиями». Прозвучали три части сюиты – «Сентябрь. Далекие теплые моря», «Июнь. Сквозь июньскую грозу», в которой особо выделялось эффектное соло барабана и «Февральские метели».

Подлинной изюминкой концерта были песни в исполнении Анны Бутурлиной. Ее выступление отличалось непревзойденным артистизмом: она невероятно свободно чувствовала себя на сцене, и ей сразу удалось «зажечь» публику. На пресс-конференции Анна поделилась секретом как с первых секунд «завести» зал: «Основа – правильно подобранный репертуар, нужно выходить с праздничным настроением, с праздничным ритмом, с праздничными произведениями. Быть искренней, всей своей натурой представляться публике». В ее исполнении прозвучали как песни советских композиторов (например, Хренникова), так и западные хиты – «Can’t buy me love» и «The lady is a tramp».

Смоленская публика радостно приняла этот необычный для филармонии концерт. С первых звуков в зале воцарилась праздничная приподнятая атмосфера. Установился живой контакт между артистами и публикой. Это отметили и сами исполнители. «Радостно выступать перед такой аудиторией с такими улыбками и горящими сердцами» – сказал Борис Фрумкин. А Анна Бутурлина подчеркнула, что она была поражена реакцией публики, удивительно горячей и восприимчивой.

Концерт проходил при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Музыковеды Московской консерватории – Горшкова Анна, Катко Юна, Катко Яна