Непревзойденный Пьяццолла

Программа Всероссийского фестиваля имени М. И. Глинки всегда отличалась разнообразием. Не стал исключением и 62-ой фестиваль, на котором звучали как признанные шедевры, так и яркие образцы современной музыки, которые вызвали большой интерес публики. 3 июня состоялся концерт, на котором была исполнена колоритная и зажигательная музыка аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. Инструментальный ансамбль «PIAZZOLLA-STUDIO», в составе которого знаменитые артисты, лауреаты международных конкурсов, выдающиеся музыканты – народный артист России Фридрих Липс (баян), заслуженный артист России Владислав Иголинский (скрипка), заслуженный артист России Кирилл Родин (виолончель) и Святослав Липс (фортепиано), покорил смоленских слушателей блестящим звучанием эффектных танго.

Ярчайший представитель аргентинской музыки ХХ века – Астор Пьяццолла (1921-1992) был не только выдающимся композитором, но и непревзойденным исполнителем своей музыки, покорившим весь мир. Пьяццолла значительно обогатил жанр танго, представив его в современном ключе, он стал родоначальником стиля, получившего название tango nuevo, что переводится как «новое танго». Первым произведением Пьяццоллы в новом стиле стало «Libertango». Композитор обновил жанр танго: он ввел джазовую импровизационность и усложнил музыкальный язык за счет новаторских диссонирующих гармоний и сложных форм, в том числе совершенно не свойственных для танцевальной музыки полифонических форм – например, в его сочинениях нередко встречаются элементы пассакалии, а некоторые из его танго даже представляют собой фугу! Еще одним новшеством Пьяццоллы было введение трехдольных ритмов латиноамериканских танцев самбо и румбы в четырехдольную метрическую канву классического танго. Для сочинений Пьяццоллы характерна пятичастная форма с кодой с чередованием быстрых и медленных разделов. В быстрых разделах он подчеркивал ритм танго и жесткие угловатые мелодические фигуры, а в медленных – лирическую составляющую, выделяя тембры струнных инструментов.

При жизни великого аргентинца очень немногие музыканты осмеливались исполнять его сочинения, понимая, как сложно соревноваться с авторской трактовкой. Но русский артист – баянист Фридрих Липс, уже в 1977 году играл произведения Пьяццоллы – композитора, никому тогда не известного в Советском Союзе. Сразу после смерти Пьяццоллы в 1993 году Ф. Липс организовал первый в мире музыкальный коллектив, специализирующийся на исполнении произведений аргентинского композитора – «Пьяццолла-studio». Этот ансамбль практически точно воспроизводит состав оригинального коллектива Пьяццоллы, за исключением того, что в нем отсутствует электрогитара, а контрабас заменен виолончелью. Это соответствует идее композитора о том, что звучание ансамбля должно замещать почти все тембры симфонического оркестра. Со дня своего основания коллектив пользуется огромной популярностью как в России, так и за рубежом. Их концерты всегда собирают переполненные залы. Этому способствует как блестящее мастерство всех артистов, их прекрасная сыгранность, так и их живой диалог с публикой. Они не только исполняют музыку Пьяццоллы, но и рассказывают о ней: объясняют названия произведений, поясняют особенности музыкального языка и формы сочинений, отличия разных периодов творчества композитора. Интересно, что несмотря на свое название, ансамбль исполняет не только музыку Пьяццоллы, но и произведения современных композиторов, многие из которых – С. Губайдулина, Э. Денисов, Р. Леденев, Е. Подгайц, даже посвящали им свои сочинения.

Вечер 3 июня был посвящен, пожалуй, главному жанру творчества Пьяццолы – танго. Уже перед началом концерта ощущалась атмосфера праздника – в фойе филармонии звучало аргентинское танго и кружились пары! Необычно было и появление артистов на сцене: они выходили по одному и сразу подхватывали начатое пианистом знаменитейшее «Libertango» – визитную карточку композитора. Это подчеркнуло импровизационный дух музыки Пьяццоллы и органично вписалось в созданное танцорами непринужденное свободное настроение. В своих танго Пьяццолле удалось передать совершенно разные образы, превратив бытовой жанр в программную пьесу, что и было продемонстрировано артистами в первом отделении. Ансамблем были исполнены такие контрастные пьесы, как бурные и яркие «Escualo» и «Se Armo», так и пронзительно-печальное «Soledad». Свое невероятное мастерство и сыгранность ансамбль продемонстрировал, исполняя сложнейшее танго-фугу «Muerte del Angel», прозвучавшее в завершении первого отделения и ставшее его кульминацией.

Во втором отделении ансамблевое звучание уступило место дуэтам, исполненным не менее эффектно. Особенно запомнилось произведение для виолончели и фортепиано «Le Grand Tango». Интересно, что это сочинение было создано специально для великого русского виолончелиста Мстислава Ростроповича. Победитель конкурса имени Чайковского (1986) – Кирилл Родин – блестяще справился с этим виртуознейшим произведением, показав прекрасное владение инструментом и чуткое проникновение в авторский замысел. Не менее ярко было исполнено «Tanguano», написанное для скрипки и фортепиано, превосходно интерпретированное Владиславом Иголинским и Святославом Липсом. Настоящей изюминкой второго отделения стал «Одесский кводлибет» Е. Подгайца – музыкальный подарок к юбилею основателя ансамбля Фридриха Липса. В этой пьесе остроумно сочетались мелодии, которые можно услышать в одесском дворике – от классической музыки (например, Вивальди) до популярных уличных песенок.

Восторженная публика долго не отпускала музыкантов, наградив их длительными аплодисментами. В ответ на это, ансамбль исполнил на бис известное танго в обработке Десятникова в стиле Пьяццоллы. На автограф-сессии после концерта руководитель ансамбля подчеркнул, что им было очень приятно выступать перед радушной смоленской публикой. «Мы привезли музыку, которая должна публике понравиться, и она ответила нам взаимностью. Нас приняли особенно горячо!» – сказал Фридрих Липс.

Концерт проходил при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Музыковеды Московской консерватории – Горшкова Анна, Катко Юна, Катко Яна

Фото Григорий Калачьян