«Ремесло экстаза. Музыка. Поэзия. Философия». Встреча третья

21 апреля в музыкальной гостиной состоялась третья встреча маэстро Михаила Аркадьева в рамках его авторского цикла «Ремесло экстаза. Музыка. Поэзия. Философия» под названием "Пиковая дама и миф о царе Эдипе - тайны Пушкина и Чайковского". 

Михаил Аркадьев рассказал об одном из самых таинственных образов мировой культуры - о «Пиковой даме», который соединил в себе два произведения: повесть Пушкина и оперу Чайковского. 

Кроме того маэстро высказал свое представление тайны, которая стоит за этим образом в русской культуре и как в образах Пиковой дамы проявляется древнейший мотив человеческой культуры - мотив инцеста. 

Каким образом повесть Пушкина могла породить весьма отличную от себя концепцию музыкальной драмы? В какой мере повесть могла стать источником всей трагической фатальной коллизии оперы? Из какого зерна, заложенного в прозе зрелого Пушкина (1833 г.), могло вырасти позднеромантическое произведение конца XIX столетия? Эти и другие вопросы были рассмотрены на встрече Михаилом Аркадьнвым. 

В итоге беседы, "Пиковая дама" (и повесть, и опера) оказывается в ряду сущностно значимых для европейской культуры произведений, к которым относится и Народная книга о Фаусте, и "Фауст" Гете, вся Фаустиана XIX-XX веков, "Доктор Фаустус", "Избранник" Т.Манна, "Мастер и Маргарита" Булгакова и т.д. 


Фоторепортаж Григорий Калачьян