Вечер современной музыки

5 июня в уютной музыкальной гостиной Смоленской филармонии состоялся вечер, посвященный творчеству современных русских композиторов. Выступил Московский ансамбль современной музыки - знаменитый коллектив, объединивший лучших исполнителей сочинений такого рода – Евгения Субботина (скрипка), Илью Рубинштейна (виолончель), Ивана Бушуева (флейта), Олега Танцова (кларнет) и Михаила Дубова (фортепиано). Московский ансамбль современной музыки – это ансамбль солистов, основанный в 1990 году композитором Ю. Каспаровым при участии Э. Денисова. Коллектив осуществил более 600 мировых и российских премьер, среди которых сочинения Н. Рославца, А. Мосолова, А. Шнитке, Э. Денисова, Л. Ноно и Л. Берио; он участвовал в крупнейших международных фестивалях современной музыки. Просветительская деятельность ансамбля имеет огромное значение: он играет важную роль в популяризации современной музыки, приучая публику к необычным новаторским звучаниям.

Музыканты не в первый раз выступают перед смоленскими слушателями, знакомя их с малоизвестными произведениями. Кроме того, их концерты дают смоленским композиторам уникальную возможность услышать свои сочинения в высокопрофессиональном исполнении.

Несмотря на свое название, ансамбль исполняет не только музыку ХХ и ХХI века, что и было продемонстрировано на вчерашнем концерте. Чтобы как-то подготовить публику к восприятию современных звучаний, первым номером артисты сыграли знаменитую поэтическую «Мелодию» для скрипки и фортепиано великого Чайковского. Вслед за этим была исполнена премьера сочинения смоленского композитора В. Сухорукова «Каприччио» для кларнета соло, посвященное кларнетисту О. Танцову. Эпиграфом к произведению стало стихотворение норвежского поэта XX столетия Р. Якобсена «Август». Причудливые изгибы мелодических линий в этой пьесе отражали колоритные образы стихов.

Концерт вообще был богат на премьеры и сочинения смоленских композиторов. Необыкновенной мелодической привлекательностью выделилась «Поэма по прочтении Гоголя» для скрипки и фортепиано Н. Писаренко. Это сочинение не имеет точной программы, но вместе с тем композитора, как и когда-то Гоголя, глубоко волнует тема Родины, что подчеркивается не только тематизмом, близким по звучанию русской песенности, но и введением автоцитаты – мелодии песни «За тысячу верст» из вокального цикла «Памяти матери» на стихи А. Твардовского. То, что тема Родины очень близка смоленским композиторам, показывает и впервые прозвучавшая вчера пьеса А. Даниловой «В русском стиле» для кларнета соло, в которой были оригинально претворены мотивы народных плясовых песен.

Одним из украшений вечера стало произведение знаменитого советского композитора А. Шнитке. Его творчество было представлено сочинением «Посвящение Стравинскому, Прокофьеву и Шостаковичу», которое дает понятие музыкальном языке гениального композитора и о его главной композиторской технике – полистилистике. Смешение стилей помогло Шнитке создать очень остроумную сатирическую пьесу, в которой тематизм указанных в название авторов оригинально переплетался с его собственным. Контрастом к сложности гармоний Шнитке, которые могли несколько «испугать» публику, стал гармонический язык пьесы П. Карманова «Get in», с первых нот покорившей светлым прозрачным звучанием.

Ярким завершением концерта стала музыка Э. Денисова, которому в этом году исполнилось бы 90 лет. Несмотря на то, что Э. Денисов известнейший композитор, в его наследии есть произведения, никогда не исполнявшиеся. Одно из таких сочинений – музыка к мультфильму «Черепаха Тортилла» – дипломной работе режиссера В. Георгиева, подаренное ансамблю вдовой композитора. О. Танцов сделал его обработку для ансамбля, превратив музыку в сюиту из 3-х частей: «Гангстеры», «Под дождем» и «Буги-вуги». Сюита впечатляет своей эффектностью, чему способствуют джазовые ритмы, яркие гармонические обороты и запоминающиеся мелодии.

Несмотря на сложность для восприятия некоторых произведений и существующее предубеждение о современной музыке как о непонятной, зал музыкально гостиной был полон, и публика внимательно слушала все исполняемые сочинения. В зале присутствовали два композитора – Владимир Сухоруков и Николай Писаренко, которые с большой радостью встретили исполнение их произведений московскими артистами. Надеемся, что Смоленская филармония продолжит свою бесспорно важную просветительскую деятельность, и такие концерты еще не раз состоятся в её стенах.

Концерт проходил при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Музыковеды Московской консерватории – Горшкова Анна, Катко Юна, Катко Яна