Великая трагедия А.С. Пушкина на фестивале им. Глинки

6 июня - особенный день для русской культуры. В этот день (в 1799 году) родился, пожалуй, величайший поэт России - А. С. Пушкин. Неудивительно, что на 62-м фестивале имени М. И. Глинки не обошли вниманием столь значимое событие - 6 июня в стенах Смоленской филармонии был поставлен моноспектакль по трагедии Пушкина «Борис Годунов», в исполнении народного артиста России Евгения Князева. Раскрытию всей глубины вечно актуальной трагедии способствовала музыка - в спектакле принял участие Смоленский русский народный оркестр им. В. П. Дубровского под управлением заслуженного деятеля искусств АР Крым Игоря Каждана. 

«Борис Годунов» – историческая драма, написанная Пушкиным в 1825 году и посвященная великому русскому историку Н. М Карамзину. В ней затрагивается множество философских проблем: от трагедии нечистой совести, до неотвратимости страданий народа. Автор создал здесь невероятно точные психологические портреты героев; характеры даже второстепенных персонажей отличаются многогранностью и глубиной, что составляет огромную трудность для актёра, особенно если он один исполняет все роли драмы. Новаторской была трактовка в трагедии образа народа, который стал одним из ключевых «персонажей», неотъемлемым участником событий, выносящим в конце молчаливый приговор боярам, убившим семью Бориса, и самому себе. Трагедия Пушкина получила множество воплощений, к примеру, она легла в основу одной из самых гениальных опер в истории музыки – «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского. 

Евгений Князев – известный актер театра и кино, ректор театрального института имени Б. Щукина, талантливейший артист, неизменно покоряющий публику своей вдумчивой игрой и проникновенным голосом. С монодрамой «Борис Годунов» он неоднократно выступал в разных городах России и везде имел огромный успех. Не исключением стал и Смоленск, где исполнение драмы также произвело незабываемое впечатление на слушателей. Трактовка трагедии Пушкина Е. Князевым отличается глубоким философским подходом, для него важно не только произнести текст, но и заставить публику задуматься о судьбах России. «Слушайте «Годунова» – это про вас, народ!», - отмечает он. 

Смоленский русский народный оркестр, сопровождавший вчера исполнение трагедии, был создан в 1989 году дирижером В. П. Дубровским. Его отличает совершенно уникальное звучание. Взяв за основу устоявшийся состав народного оркестра, В. П. Дубровский расширил его духовыми инструментами – флейтой, кларнетом, трубами и тромбоном, что обогатило звуковую палитру и позволило оркестру играть самые сложные симфонические произведения. Руководитель строил репертуар на сочетании обработок народных песен и симфонической классики, как отечественной, так и зарубежной. В настоящее время в состав оркестра, которым теперь дирижирует И. Каждан, входит полная группа деревянных и медных духовых, а также разнообразные ударные инструменты. Это позволяет коллективу воспроизводить звучание полноценного симфонического оркестра. После репетиции с музыкантами Е. Князев заметил, что ему очень понравился этот необычный, но превосходно звучащий оркестр.

 Исполненная 6 июня в Смоленске мелодекламация поражала разнообразием музыкальных фрагментов – от сочинений Генделя до Прокофьева, очень точно отображавших сценическую ситуацию. Например, из «Бориса Годунова» Мусоргского была взята экспрессивнейшая «тема кошмаров», с огромной силой воплощающая мучения преступного царя; блестящий замок воеводы Мнишека изображался горделивым полонезом Шопена; появление Юродивого - символа совести народа, сопровождалось прекрасной песенной темой «Рассвета на Москве-реке» из «Хованщины» Мусоргского; а смерть Бориса – «Молитвой» Чайковского, светлое звучание которой словно давало несчастному царю надежду на утешение. Все музыкальные эпизоды были исполнены с большим мастерством: выделение в оркестре отдельных тембров подчеркивало полифонический склад музыки. Музыканты внимательно прислушивались к чтецу, чутко реагируя на малейшие смены настроения в поэтическом тексте. Особенно сильно это проявилось в финале трагедии, которая завершается знаменитой ремаркой «Народ безмолвствует». Эти слова, тихо, но очень проникновенно произнесенные Е. Князевым, были поддержаны сумрачной музыкой Рахманинова и стали подлинной трагической кульминацией всего произведения. 

Моноспектакль «Борис Годунов» прошёл в Смоленске с огромным успехом, слушатели долго не расходились, сердечно благодаря Е. Князева и оркестрантов. Они были поистине поражены великолепным мастерством актера, сумевшего заставить их сострадать судьбе Бориса. Восторженные овации, которыми публика наградила артистов, были вызваны не только исполнительским мастерством, но и пережитым катарсисом - этот вечер стал одним из наиболее эмоционально насыщенных на фестивале. На прощание Е. Князев высказал желание привезти в Смоленск ещё одну монодраму, что, без сомнения, будет с радостью встречено жителями города.

Концерт проходил при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

 

Музыковеды Московской консерватории – Горшкова Анна Катко Юна Катко Яна

фото: Григорий Калачьян