Вокальные шедевры. От барокко до модерна

23 марта в концертном зале Смоленской филармонии состоялся концерт "Вокальные шедевры. От барокко до модерна".

Программа первого отделения музыкального вечера включала в себя произведения Иоганна Себастьяна Баха, Георга Фридриха Генделя и других выдающихся зарубежных композиторов эпохи барокко в исполнении Марии Остроуховой и Камерного оркестра Смоленской филармонии под руководством Заслуженного артиста России, дирижера Михаила Аркадьева.

В продолжение концертной программы прозвучали романсы, баллады и песни на музыку Роберта Шумана, Модеста Мусоргского, Сергея Рахманинова, Михаила Глинки.

Одним из произведений стала песня «Два гренадера» на стихи Генриха Гейне. «Это музыкальное произведение в свое время было невероятно популярным. Стихотворение рассказывает нам о том, как из русского плена в 1812 году возвращаются на родину два французских гренадера. И они, понимая, что Франция разорена, вспоминают годы Великой французской революции, вспоминают императора Наполеона, который для них является, с одной стороны, символом всего революционного, а с другой – воплощением империи. Но, конечно же, в этом произведении прослеживаются и другие мотивы, например, оплакивание потерянной семьи», – обратился к слушателям маэстро Михаил Аркадьев.

Отдельная часть программы была посвящена песням австрийского композитора Густава Малера, написанным на стихи из сборника «Волшебный рог мальчика». Перед тем, как исполнить эти произведения, Михаил Аркадьев рассказал несколько слов об истории их создания. «Волшебный рог мальчика» – цикл немецких народных песен, подготовленный и изданный в начале XIX столетия в Гейдельберге двумя поэтами из гейдельбергского кружка романтиков – Ахимом фон Арнимом и Клеменсом Брентано. Этот сборник на протяжении многих лет был одной из настольных книг Малера. «Волшебный рог мальчика» повлиял не только на всю немецкую литературу, но и на немецкую музыку. Малер, написав несколько песен, позднее использовал их мелодии во Второй, Третьей и Четвёртой симфониях, а также вокальном цикле «Песни странствующего подмастерья». Он построил целый мир, космический по своим масштабам, в основе которого – народная немецкая поэзия. Одно из произведений – «Рейнская сказочка» – это любовная история. 

Игра. Влюбленный юноша говорит девушке: брось мое кольцо в реку, пусть его потом найдут и пусть оно, вернувшись к тебе, станет символом нашей любви», – подчеркнул маэстро. 

Прощальным подарком Марии Остроуховой для смолян стали две музыкальные композиции – молитва Кадиш Мориса Равеля, а также знаменитая «Песня о блохе», написанная на фрагмент поэмы Иоганна Вольфганга Гете «Фауст».