62-й Всероссийский музыкальный фестиваль имени М. И. Глинки

Вот и подошел к концу 62-й Всероссийский фестиваль имени М. И. Глинки, давно уже ставший визитной карточкой музыкальной культуры Смоленска. В этом году проведение фестиваля совпало с очень важной для русской музыки датой – 1 июня исполнилось 215 лет со дня рождения великого русского композитора, основоположника русской классической музыки – Михаила Ивановича Глинки - уроженца Смоленской земли. В 2019 отмечает свой 80-летний юбилей и Смоленская филармония, в стенах которой проходит большинство концертов фестиваля.

Фестиваль имени Глинки давно уже зарекомендовал себя как одно из ярчайших событий музыкальной жизни России. Это старейший русский музыкальный фестиваль: возникнув в 1954 году (в 150-летний юбилей со дня рождения гениального русского музыканта) как скромное празднование на родине Глинки в селе Новоспасском, уже в 1958, благодаря содействию знаменитого оперного певца И. С. Козловского – выдающегося интерпретатора творчества Глинки, - он превратился в большой праздник, который получил название «Музыкальная декада памяти М. И. Глинки». Совсем скоро фестиваль приобрел большую популярность и стал известным далеко за пределами Смоленска. Это произошло благодаря выступлению на нем таких знаменитых артистов, как Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Ирина Архипова, Евгений Нестеренко, Михаил Плетнев, Павел Коган, Анна Нетребко, Денис Мацуев; участию советских композиторов – Г. В. Свиридова, Т. И. Хренникова, Ю. А. Шапорина; ведущих оркестров под управлением Евгения Светланова, Геннадия Рождественского, Владимира Спивакова и Юрия Башмета, а также первоклассных хоровых коллективов под руководством Владимира Минина, Александра Юрлова и Александра Соловьева.

Фестиваль им. Глинки – уникальный проект, который всегда выделялся большим разнообразием исполняемой музыки и высоким качеством интерпретаций. Не стал исключением и 62-й фестиваль, в котором приняли участие более шестисот артистов. В его рамках состоялись выступления симфонических оркестров, хоровых коллективов, камерных ансамблей. Прозвучал и сольный концерт – Михаил Аркадьев, в ознаменование 170-летия со дня кончины Шопена, исполнил произведения великого польского композитора. Программа фестиваля включала в себя как немеркнущие образцы мировой музыкальной классики – сочинения Глинки, Чайковского, Рахманинова, Бетховена, Верди, Листа и Бизе, так и произведения второй половины ХХ века – музыку Пьяццолы, Шнитке и Денисова. Кроме того, смоленская публика смогла познакомиться со звучанием уникальных инструментов – скрипок и виолончели работы Ф. Руджиери, на которых играли выдающийся скрипач, солист оркестра «Новая Россия» Николай Саченко, лауреат международных конкурсов Елена Семенова и артист Национального филармонического оркестра России – виолончелист Илья Рубинштейн.

Высокий уровень исполнительского мастерства показали не только опытные известные артисты, но и студенты ведущих музыкальных вузов страны. Одной из жемчужин фестиваля стало состоявшееся 1 июня выступление хора второго курса дирижерско-хорового факультета Московской консерватории под управлением Тараса Ясенкова. Коллектив продемонстрировал высокий профессионализм, слаженность ансамбля и превосходную технику, исполнив духовную музыку, произведения русских композиторов XIX столетия, а также популярные песни советских времен, тепло принятые смоленской публикой. На этом же концерте выступили и преподаватели Московской консерватории, которые блестяще сыграли не только хорошо известные сочинения – например, «Мефисто-вальс» Листа, но и менее знакомую музыку – пьесы Финца, Скотта и Пьерне.

В третий день фестиваля интересную интерпретацию произведений Шопена представил Михаил Аркадьев, который привнес индивидуальное видение в сочинения польского гения. Музыка Шопена органично прозвучала на фестивале имени Глинки, так как два славянских композитора имеют много общего – они оба родоначальники национальных школ, стремившиеся открыть новые пути и формы в музыкальном искусстве. Необычным был выбор репертуара концерта: Михаил Аркадьев исполнил подряд все баллады и все скерцо Шопена. Такая программа является большой редкостью, так как представляет огромную сложность для исполнителя; но пианист превосходно справился с этой непростой задачей, сумев удержать внимание аудитории: публика была настолько вдохновлена исполнением, что аплодировала артисту стоя.

Ярким контрастом к серьезности музыки Шопена прозвучали зажигательные танго Астора Пьяццоллы (концерт состоялся 3 июня). Праздничную атмосферу уже перед началом создали танцующие в фойе филармонии пары; даже вместо привычных «звонков» в этот вечер были мелодии танго. Музыка Пьяццоллы была исполнена ансамблем «Пьяццолла-studio», который первым в мире после смерти великого аргентинца стал выступать с его произведениями. Музыканты не только превосходно интерпретировали эти сочинения, но и делали комментарии для публики, поясняя названия и композиционные особенности, рассказывая интересные малоизвестные факты. Ансамблю удалось вызвать живой отклик в сердцах слушателей: на время концерта публика и музыканты будто стали единым целым. В завершении концерта прозвучало произведение Е. Подгайца, написанное специально к юбилею руководителя Studio Ф. Липса – «Одесский кводлибет». Благодаря использованию знакомых всем мелодий, публика словно перенеслась в колоритный и шумный одесский дворик.

В многообразной программе фестиваля нашлось место и джазу. Знаменитый биг-бэнд имени Олега Лундстрема под руководством Бориса Фрумкина, недавно отметивший свое 85-летие, 4 июня блестяще исполнил как хорошо известные джазовые произведения, например, «The old circus train» Эллингтона, так и необычные аранжировки русской классики – Рахманинова и Глинки, и сочинения самого Фрумкина. Настоящей жемчужиной концерта стал голос Анны Бутурлиной, в интерпретации которой прозвучали советские и зарубежные джазовые хиты. Подобно «Пьяццолле-Studio», биг-бэнд Фрумкина с первых звуков смог «зажечь» публику и установить с ней живой контакт, чему способствовало свободное поведение артистов на сцене и общение с залом лидера коллектива и солистки. Особой привлекательностью отличались сольные импровизации инструменталистов, во время которых оркестранты могли продемонстрировать свое виртуозное мастерство. Такой концерт необычен для академического зала Смоленской филармонии, но был горячо принят публикой, с энтузиазмом благодарившей артистов. После концерта Анна Бутурлина отметила, что она гордится возможностью выступить на старейшем в России музыкальном фестивале.

С момента своего основания фестиваль имени М. И. Глинки имел просветительскую направленность. Не стал исключением и 62-й фестиваль, на котором 5 июня состоялся концерт знаменитого Московского ансамбля современной музыки, в состав которого входят Е. Субботин, И. Рубинштейн, И. Бушуев, О. Танцов и М. Дубов. В исполнении артистов прозвучали не только сочинения знаменитых композиторов XX столетия - например, А. Шнитке, но и несколько премьер - в том числе произведения смоленских музыкантов: В. Сухорукова, Н. Писаренко и А. Даниловой. Украшением вечера стала эффектная сюита Э. Денисова из музыки к мультфильму «Черепаха Тортилла», также никогда до этого не звучавшая. Несмотря на существующее предубеждение о современной музыке, как о сложной и непонятной, зал музыкальной гостиной Смоленской филармонии был полон. Надеемся, что филармония продолжит свою бесспорно важную просветительскую деятельность, и такие концерты еще не раз состоятся в её стенах.

Настоящим подарком для смолян стало выступление театра танца «Гжель», представившего одну из своих ярчайших программ – «Танцевальный калейдоскоп». Зрители смогли увидеть зажигательные русские пляски – например, «Камаринскую» и «Яблочко», танцы других народов России – молдавский, украинский и даже цыганский; артисты театра продемонстрировали невероятную технику. Хвалебного отзыва заслуживают и костюмы, буйство красок в которых отражало особенности русских народных росписей – гжельской, жостовской, павлопосадских узоров. Публика с восторгом встретила танцоров, отметив, что коллектив создал для них замечательный праздник.

6 июня - особенная дата для всех любителей русской словесности. В этот день в 1799 году родился величайший поэт России - А.С. Пушкин. На фестивале им. Глинки, это событие было отмечено моноспектаклем по бессмертной трагедии «Борис Годунов», непревзойдённо сыгранным знаменитым актёром театра и кино Евгением Князевым. Раскрытию психологической глубины пушкинских образов способствовали музыкальные фрагменты из произведений разных композиторов - от Генделя до Рахманинова, в исполнении Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского (его основателя и первого дирижера) - уникального коллектива, в котором типичный для народного оркестра состав инструментов сочетается с полной группой медных и деревянных духовых и разнообразными ударными. Все музыкальные эпизоды точно отображали сценическую ситуацию и были исполнены с большим мастерством: оркестр под управлением И. Каждана продемонстрировал сыгранность, тонкое понимание музыки и внимание к чтецу. Этот вечер стал одним из наиболее эмоционально насыщенных на фестивале - Е. Князев сумел заставить публику почувствовать трагическую судьбу героев великого поэта, сопереживать им.

7 июня состоялся концерт одного из старейших хоровых коллективов Москвы – Государственной академической хоровой капеллы им. А. А. Юрлова под управлением народного артиста России Геннадия Дмитряка. 8 июня в зале Смоленской филармонии выступил симфонический оркестр института им. А. Г. Шнитке (художественный руководитель и дирижер – заслуженный артист России, профессор Игорь Громов). Вместе с солистами московских оперных театров и оперной студии МГИМ им. Шнитке, они исполнили произведения европейских и русских композиторов – Верди, Бизе, Гуно, Чайковского, Даргомыжского и Мусоргского. 9 июня прошли сразу два памятных концерта. Днём в родовой усадьбе М. И. Глинки в селе Новоспасском состоялось праздничное гуляние. Известные смоленские фольклорные ансамбли «Таусень» и «Кудесы» представили народные песни и танцы, которые были очень близки великому русскому композитору. А вечером на сцене филармонии выступило трио им. Глинки, в составе Михаила Спивака (скрипка), Константина Каразанова (виолончель) и Михаила Аркадьева (фортепиано), исполнившие произведения трех веков – Патетическое трио Глинки, Элегическое трио (№2) Рахманинова и Элегическое трио Аркадьева.

Большим событием культурной жизни Смоленска всегда становятся открытие и закрытие фестиваля. В этом году первым концертом стало выступление в стенах смоленского драматического театра одного из лучших симфонических коллективов страны - оркестра «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, исполнившего шедевры Чайковского и Бетховена. Юрий Башмет обратился к слушателям с приветственным словом, подчеркнув значение глинкинского фестиваля и самого Глинки для русских музыкантов: «Для нас, музыкантов Глинка – это все! Этот фестиваль имеет большое значение для страны, он объединяет всех людей, кто любит музыку».

На фестивале царила тёплая и дружелюбная атмосфера, что отмечали и артисты, и слушатели, горячо благодарившие исполнителей после каждого концерта. Это во многом заслуга организаторов, которые не только составили интересную программу, включавшую самую разную музыку, но и устраивали после каждого концерта автограф-сессии, где публика могла пообщаться с исполнителями, а музыканты - поделиться своими впечатлениями. Примечательно, что организаторам удалось привлечь публику на фестиваль; даже такие непростые для восприятия концерты, как сольный вечер М. Аркадьева или выступление Московского ансамбля современной музыки собрали полные залы. Мы надеемся, что фестиваль им. М.И. Глинки продолжит свою жизнь и будет пользоваться неизменным успехом!

Фестиваль проходил при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Музыковеды Московской консерватории –

Горшкова Анна

Катко Юна

Катко Яна