Дорогами Высоцкого

5 октября 2019 года на сцене Смоленской областной филармонии состоится концерт «Дорогами Высоцкого», организованный в рамках Осеннего молодёжного форума Московской консерватории «Партитура будущего» при поддержке Фонда развития творческих инициатив (художественный руководитель фонда - профессор Александр Соловьев). В этот день смоленская публика получит возможность услышать знакомые всем песни в необычной аранжировке - в концерте примут участие Камерный хор Московской консерватории под управлением Александра Соловьева, органистка, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая, пианист Михаил Кривицкий, вокалисты Тарас Ясенков и Мария Челмакина, актёр Петр Татаринцев, а также директор дома-музея Высоцкого, сын великого поэта Никита Высоцкий, голос которого удивительно сходен по тембру с голосом его отца, что делает его присутствие связующей нитью между автором и слушателем.

Владимир Семёнович Высоцкий - уникальное явление в русской поэзии второй половины XX столетия. Несмотря на преследовавшие его официальные запреты, он стал подлинным символом своего поколения. Барду удалось создать в стихах «энциклопедию советской жизни», отобразить быт и чаяния самых разных людей - вероятно, поэтому его песни уже при жизни были «разобраны» на цитаты, а его неповторимый, с хрипотцой голос можно было услышать поистине отовсюду. Говоря о нем, Альфред Шнитке отметил: «Высоцкий <...> оказал огромное влияние на множество людей. Трудно даже сказать, кто ещё мог оказать такое влияние». Стихи Высоцкого, благодаря невероятной яркости образов, мгновенно запоминаются и оттого могут показаться простыми, но эта простота обманчива, а внимательный слушатель найдёт в них множество интереснейших литературных аллюзий: любимый поэтом психологический тип - сильный человек, попадающий в экстремальную, предельную ситуацию - родственен героям Киплинга, язык же Высоцкого отсылает нас ко многим образцам русской поэзии - сочинениям Гумилева, Есенина, Блока, Саши Чёрного.

За годы, прошедшие со дня смерти поэта, его творчество нисколько не устарело. Напротив, в нем открываются все новые смыслы, подталкивающие к оригинальным прочтениям. Одно из них будет представлено на предстоящем концерте - песни Высоцкого прозвучат в хоровой интерпретации с сопровождением органа. Такая концепция появилась не случайно: благодаря звучанию органа на первый план выходит лирико-философская природа песен (что ещё подчёркнуто включением в некоторые из них фрагментов из органных произведений И.С. Баха); а хор отвечает основам поэтики барда - по мнению одного из исследователей его творчества, «балладный мир Высоцкого стоит на глыбе слова “Мы”».

Авторы программы - Александр Соловьев, Евгения Кривицкая, Никита Высоцкий - выбрали прежде всего песни, посвящённые теме войны, одной из важнейших в наследии поэта, проходящей красной нитью через все его творчество. С невероятным реализмом Высоцкому удалось отобразить эту, возможно, самую трагическую страницу русской истории - у слушателя этих произведений может возникнуть иллюзия, что бард сам был участником тех событий, хотя на момент начала войны будущему поэту было всего три года. Подобная тематика, как никакая другая, давала ему возможность изобразить его любимого героя - волевого, отважного человека, показать качества, которые он уважал больше всего: мужество, достоинство, честность, верность дружбе. Примечательно, что от имени фронтовиков Высоцкий говорил не только в стихах, но и со сцены театра на Таганке в спектакле «Павшие и живые». «Это спектакль о жизни и смерти, о том, как мало отпущено человеку времени, - комментировал поэт. - И почему-то первыми всегда уходят лучшие; спектакль о собственной причастности к событиям, о которых речь, о собственных невозвратимых потерях и незаживших ранах; спектакль о жертвах, которые приносились людьми сознательно, во исполнение высочайшего долга…».

Выбор песен (премьера этой программы состоялась 9 мая 2018 года в рамках Международного открытого фестиваля искусств «Дню победы посвящается...») связан не только со значением военной темы в творчестве Высоцкого и в русской культуре в целом, но и с тем, что этот вечер является частью Вахты памяти, с 2004 года проводимой консерваторцами в честь 8-ой Краснопресненской дивизии народного ополчения, в составе которой осенью 1941 под Ельней и Вязьмой сражались консерваторские преподаватели и студенты.

В одном из интервью Никита Высоцкий отметил интерес, который продолжает вызывать Высоцкий у нынешнего поколения: «Сейчас наступило время таких проектов. Возникает ощущение единения не просто поклонников Высоцкого, а единение времени нашего и времени, когда происходили эти концерты. У людей, которые родились в 90-х годах, просыпается интерес к этому времени. Им можно рассказать о том, какое огромное количество людей жило и дышало искусством, культурой...». Это внимание к Высоцкому отразилось и в творчестве современных композиторов - Владислава Агрофонникова, Кузьмы Бодрова, Сергея Екимова, создавших хоровые вокализы, благодаря которым номера программы концерта объединились в цикл о войне, самопожертвовании, героизме, любви и дружбе. Кроме того, Сергей Екимов сочинил специально для программы Вокальный триптих на стихи Высоцкого. Все это свидетельствует о том, что творчество Высоцкого продолжает жить в самых разных формах, а предстоящий концерт, несомненно, привлечёт многих слушателей, позволив им по-новому взглянуть на бессмертные песни