Историческая драма "Борис Годунов". Исполняет Евгений Князев

Историческая драма Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов», была создана в 1825 году во время ссылки поэта в Михайловское, и была посвящена Н.М. Карамзину, автору «Истории государства российского».

По мнению многих критиков в этом произведении для поэта было главным не историческая достоверность и следование факту, а вопрос о «совести народной», о доверии народа к царю – убийце. Сделав намеренно виновным царя Бориса в смерти царевича Димитрия, Пушкин вступает в явную полемику с Карамзиным. Поэт показывает Бориса Годунова прекрасным, мудрым царем. Борис тонкий политик, заботящейся о благе народа, что довольно-таки редко встречается у правителей. Совесть постоянно терзает душу главного героя. Однако убийца маленького царевича не может быть царем. Называя свое произведение «народной трагедией», Пушкин предельно заостряет проблему нравственного выбора. В финале на глазах народа убивают детей Бориса Годунова, предлагая кричать на царствие нового убийцу – царя.

«Борис Годунов» А.С. Пушкина – уникальное драматическое произведение, в котором каждая строчка несет важный художественный и философский смысл. Раскрыть и понять все смыслы и нюансы гениального текста поможет чтение «народной трагедии».

Евгений Князев

Евгений Князев – актёр театра и кино, актер театра имени Евгения Вахтангова, ректор Театрального института им. Б. Щукина, народный артист России, лауреат Государственной премии.

Евгений Князев хорошо известен широкому зрителю своими киноработами. Вольф Мессинг, Троцкий, Сталин, Пастернак,Тевье- молочник… - его кинороли, вызвали широкий резонанс у публики и критики, обсуждавшей, где проходит граница таланта актера и историческая подлинность, где заканчивается фантазия художника и начинается необходимость следования факту. Споры эти оказались бесплодны, так как в каждой роли актер был настолько убедителен, что широкий зритель воспринимал его персонажей не как сыгранную роль артиста, а как живых людей, наделенных правдой чувств и правом собственного существования.

В театр им. Вахтангова актер пришел, еще обучаясь на третьем курсе Театрального института имени Б.В. Щукина. Приглашение он получил от Евгения Рубеновича Симонова, стоявшего в те годы во главе прославленного Государственного академического театра. Молодой артист сразу получил большие роли – Дон Гуан в «Каменном госте» А.С. Пушкина, Казанова в «Три возраста Казановы» М. Цветаева, Обольянинов в «Зойкиной квартире» М.А. Булгакова, Шопен в «Лето в Ноане» Я. Ивашкевича, Панталоне в «Принцессе Турандот» К Гоцци.

Артист считает поворотным событием в своей творческой судьбе встречу с Петром Наумовичем Фоменко, режиссерский гений которого раскрыл в полной мере творческую индивидуальность Евгения Князева. Репетируя эпизодическую роль Шила в « Деле» Сухово-Кобылина, режиссер выстраивал целую биографию «маленького человека», оборачивающуюся настоящей трагедией и гибелью. Роль росла и разрасталась в масштабах спектакля, а Князев находил в себе все новые и новые краски для создания образа. Художественная удача Евгения Князева, которого в театре считали только «героем», раскрыла новые горизонты его актерских возможностей. Вскоре за Шилом от Фоменко последовали другие роли для актера – Незнамов в «Без вины виноватые» А.Н. Островского, Германн – в «Пиковой даме» А.С. Пушкина, …. В «Чуде святого Антония». Эти спектакли П.Н. Фоменко стали легендой российского театра, определили не только биографию молодого актера, но и творческую жизнь великих вахтанговцев, партнеров Евгения Князева - Михаила Ульянова, Юрия Яковлева, Вяч. Шалевича, Ю.К. Борисовой, Л.В. Максаковой, В.С. Ланового.

С приходом режиссера Р. Туминаса в театре начался новый виток актерской судьбы Князева. Арбенин в «Маскараде» Лермонтова, Шмуля Сендер в «Улыбнись нам, Господи», Доменико Сориано в «Пристани», и , наконец, Тересий в «Царе Эдипе» Софокла – свидетельство активной и яркой жизни актера на сцене.

Евгений Князев несмотря на большую занятость и востребованность продолжает искать новые формы сценической жизни. Его первая программа «Дом из стихов», сделанная актером по стихотворениям русских и советских композиторов, где актер выступает в роли чтеца, оказалась столь

востребована зрителями, что актер задумался о том, как можно с помощью слова и музыки создать самостоятельный художественный образ. Так на свет появился «Фауст» Гете (первая часть) в сопровождении Государственного академического камерного «Вивальди-оркестра», «Пиковая дама» А.С. Пушкина в память П.Н. Фоменко, «Феникс» М. Цветаевой, «Либер-Танго» по стихам испанских поэтов, «Борис Годунов» А.С Пушкина в сопровождении Национального академического оркестра народных инструментов им. Н.П. Осипова. Сейчас актер работает над созданием новых литературно-музыкальных программ.

 

Концерт проходит при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации.