Золотой век Испании

28.11.2019 - 19:00
Концертный зал:
Сезон:
Цена билета:
от 800
В программе:

Испанский органист Даниэль Сальвадор много лет изучает и пропагандирует органную культуру своей страны. В эксклюзивную программу входят известные шедевры и раритеты, которые не исполняет в нашей стране никто. Только в этот вечер можно услышать музыку, созданную для великолепных соборов Саргосы, Валенсии, Севильи, Сеговии, Мадрид, испанского королевского двора и легендарного Эскориала.

В 2014 году Даниэль Сальвадор играл для 500 тысяч человек на церемонии причисления к лику святых католического Епископа Дон Альвародель Портильо. Такой чести может быть удостоен только музыкант, обладающий мощным артистическим темпераментом, безукоризненной техникой и глубоким пониманием музыкальных и религиозных традиций своей страны. Все эти качества есть у Даниэля Сальвадора – одного из самых ярких органистов своего поколения, виртуоза, просветителя и блестящего знатока испанской органной музыки.

Испанский орган не похож на все остальные (он имеет «ощетинившиеся» горизонтальные трубы со звонким тембром) и музыка, написанная для такого органа – очень необычная, яркая, темпераментная. Сальвадор включил в программу все главные испанские жанры: баталья (да, воинственные испанцы обожали изображать битвы в живописи и музыке), тьенто (особый род фантазии), энсалада (от слова салат – смешение разных мелодий), фанданго (народный танец под гитару). Шедевры лучших испанских органных мастеров прозвучат в этот вечер на уникальном органе собора Святых Петра и Павла.

В период XVI – XVIII вв. в Испании происходит огромный расцвет во всех видах искусств, решительным образом повлиявший не только на культуру самой страны, но и на общую Западную культуру. Этот период известен под названием «Золотой век Испании».

Кроме того, именно в этот период начинает развиваться «органное пение», а также происходит и развитие самого инструмента. Так, из обширного вокального репертуара эпохи Ренессанса теперь создаются произведения непосредственно для самого органа. Такие композиторы, как Антонио де Кабесон, Франсиско Корреа де Араухо или Хуан Кабанильес станут максимальными выразителями испанского органного искусства, некоторые из них, как в случае Кабесона, окажут огромное влияние на последующее развитие литературы для органа, которая достигнет наивысшей точки в конце эпохи Барокко в творчестве Иоганна Себастьяна Баха.

Испанская органная музыка, как, впрочем, практически вся музыка этой страны, имеет свои особенности, что отличает ее от центральноевропейской музыки. Одна из таких особенностей заключается в отсутствии “четких границ” между народной и академической музыкой. Другой такой особенностью является «отставание» по сравнению с остальной Европой в эволюции музыкального дискурса, что связано с испанским консерватизмом того времени. В то же время, именно в этот период органостроители начинают дополнять органы «коробкой-эхо» и прочими устройствами способными передавать звуки природы, такие как раскат грома, пение птиц и т. д. Все это делает испанскую органную музыку поистине уникальной: старинной, но новой; строгой, но полной эффектов; популярной, но возвышенной.

Даниэль Сальвадор (Испания) – органист, дирижер и композитор. Органист Папской Базилики Св. Михаила – Апостольская Нунциатура в Испании. Окончил Мадридскую Королевскую Консерваторию (орган, музыковедение, композиция, оркестровое дирижирование и педагогика), участвовал в мастер-классах, лауреат Международного конкурса JM International. С юных лет служил церковным органистом, в том числе в Кафедральном Соборе родного г. Самора. Как органист и клавесинист выступает на лучших площадках страны (Мадридский кафедральный Собор, Королевский монастырь Эскориал, Испанская Королевская Академия Искусств, Национальная филармония), а также Парижа, Антверпена, Рима, Риги и др. В 2010-2012 гг. входил в совет Мадридской Королевской Консерватории, с 2012 г. – органист Архиепископства г. Мадрида. Преподает класс органа, истории музыки и полифонии в колледже «Mater Salvatoris» (Мадрид). Ведет авторскую программу об истории музыки на радио.

Концерт проходит в рамках Первого Смоленсокго международного органного фестиваля при финансовой поддержке Минитсерства культуры Российской федерации.