Абонемент "Императорский романс"

Сезон: 
Ренессанс 18/19
Цена абонемента: 
450

К. Р. - поэтический псевдоним Великого Князя Константина Константиновича Романова. Внук одного императора, племянник другого, двоюродный брат третьего и двоюродный дядя последнего российского императора. Одно лишь перечисление всех должностей и почетных обязанностей, а он активно занимался государственной и общественной деятельностью, заняло бы несколько страниц  и делало невозможным размещение собственной фамилии на обложках поэтических сборников. Так родилось самое короткое поэтическое имя в истории русской литературы: К. Р.

Сын генерал-адмирала, Великий Князь Константин Константинович родился 160 лет назад, 10 (22) августа 1858г., в очень музыкальной семье,  с детства был предназначен к службе в Российском Императорском флоте. Как все члены Императорской фамилии, он получил блестящее образование. Его обучали известнейшие историки, писатели, профессора консерватории, композиторы… Великий Князь владел французским, английским, немецким, латинским и греческим языками, любил музыку, как и отец, играл на фортепиано и виолончели,  исполнял публично весьма серьёзные сочинения (ре-минорный концерт Моцарта, Первый концерт Чайковского) писал стихи и пьесы, играл и ставил их в театре, рисовал. Воспитывался в духе православного христианства и отличался глубокой религиозностью.

В 1877г., уже в чине мичмана, Константин Константинович участвовал в Русско-турецкой войне. В ходе боевых действий он подвергся обстрелу неприятеля и 15 октября 1877г. был награжден орденом  Св. Георгия 4-й степени.

Рано начав литературные занятия, в печати поэт выступил впервые в 1882г.  Из скромности Константин Константинович не печатал своих произведений и даже таил свой дар, пока о нем не узнал император Александр III и не разрешил их публикацию.

К.К.Романов был автором многочисленных лирических стихотворений,  переводов и критических статей. Его перевод шекспировского "Гамлета" был признан лучшим (Работал он над ним 10 лет). Кроме этого он создал три самостоятельных произведения на библейскую тему: драматический отрывок "Возрожденный Манфред", поэму "Себастьян Мученик" и драму "Царь Иудейский" (замысел последней был подсказан П.И.Чайковским).  

Творчество К.Р. интересно тем, что в конце XIX века продолжало классические традиции русской поэзии – подобных примеров не так уж много.

  • книгу стихов в 1886г., П.И. Чайковский писал с благодарностью их автору: "...многие из них проникнуты теплым и искренним чувством, так и просящимся под музыку!"  они «необычайно красивы, сочны, роскошны, звучны». Конечно, композитора можно было бы заподозрить в лести к августейшей особе, но, судя по всему, он был искренен: "Он не только талантлив и умен, но удивительно скромен, полон беззаветной преданности искусству и благородного честолюбия отличиться не по службе, что было так легко, а в художественной сфере. Он же и музыкант прекрасный… ", «Я редко встречал в жизни столь же обаятельную личность. Он музыкант и поэт, выпустивший недавно сборник стихотворений, очень талантливых. Но, независимо от этого, он так участлив, так добр, так умен и интересен». Чайковский был восхищен поэзией К.Р.  ... и то, что он, трепетно относившийся к сочинению вокальной музыки, писал романсы на стихи Константина Романова - только подтверждает талантливость поэтических творений князя. В результате в конце 1887г. им было сочинено 6 романсов на стихи К.Р. и хоровое произведение. Великому Князю особенно понравился романс «Растворил я окно...» Когда в советское время имя Константина Романова было под запретом, романсы Чайковского на его стихи, несмотря на это, издавались достаточно часто, потому что они стали неотъемлемой классикой романса как жанра.

В принципе, музыкальность поэзии К.Р. была замечена не только П.Чайковским, но и многими другими композиторами, писавшими музыку на стихи поэта: А. Глазунов, Р. Глиэр, А. Гречанинов, М. Ипполитов-Иванов, С. Рахманинов, А. Рубинштейн, П. Чесноков...  В общей сложности более 70-ти его стихотворений, некоторые неоднократно, положены на музыку 300 авторами!

Широкую популярность, став народной песней, завоевало стихотворение "Умер бедняга! В больнице военной..." (1885).

Но существует еще одна, малоизвестная грань его творчества: Константин Константинович пробовал себя и в качестве композитора. Его романсы анонимно изданы в 1880г., в Гамбурге, в издательстве Д.Ф.Ратера под названием «Шесть романсов». Они в чём-то перекликаются по стилю с романсами Чайковского и представляют несомненный культурно-исторический интерес.

Здоровье князя было подорвано преждевременной гибелью на фронте любимейшего из  9 детей  сына Олега, юноши литературно одаренного (3 сына князя летом 1918г. будут сброшены живыми в шахту, четвертого - спасет М. Горький).

В Манифесте Николая II от 2 июня 1915г. о смерти великого князя Константина Константиновича сказано: "Покойный Великий Князь Константин Константинович посвятил свою жизнь отечественной науке и положил много труда и забот по высшему руководству делом военного образования юношества, давшего столь доблестный состав офицеров, геройские подвиги коих в настоящую войну навсегда запечатлеются в истории русской армии".

Этим монаршим Манифестом подведен итог жизненному пути Великого Князя и его заслугам перед Отчизной. От себя с надеждой добавим, что обновленная Россия не раз еще с благодарностью вспомнит Константина Романова. Через много лет молчания, социальных экспериментов, идеологических штампов трудами историков и архивистов наконец-то к нам возвращается светлая память об этом незаурядном человеке. Так давайте дорожить этой памятью. Стихи и пьесы К.Р., его мысли, рассеянные в дневниках и письмах, построенные при его содействии и непосредственном участии музеи, памятники, консерватории, театры, созданные им кадетские корпуса (ныне возрождается и эта традиция) – все это призывает нас любить свое Отечество, трудиться для его блага, защищать его, гордиться им.

Именно поэтому  Константину  Константиновичу Романову - К.Р. и посвящен  авторский проект члена Союза писателей России Василисы Моисеевой  - абонемент  «ИМПЕРАТОРСКИЙ РОМАНС», состоящий из трех разных эксклюзивных программ, в которых вы прикоснетесь к интересным случаям  из  жизни Великого Князя и насладитесь удивительно красивой  музыкой, написанной в конце 19-начале 20 вв.. композиторами:  П. Чайковским, Э. Направником, А. Корещенко,  Д.Зерновым,  Э. Длузским, Н. Соколовским, А. Петровым и другими, а также услышите романсы самого К.Р. и его матери.